Практика Будды Амитабхи

(Вечерние песнопения Аббатства Шравасти, часть 2)
Досточтимая Тубтен Чодрон
Аббатство Шравасти
21 июня 2013

Отредактированная расшифровка:

Данная практика, практика Амитабхи, является общей для китайского и тибетского буддизма. Выглядит Амитабха в этих традициях по-разному, но это одна и та же личность – один и тот же будда, точнее говоря.

В тибетской традиции Амитабха сидит, и он красного цвета. Амитабха связан с Амитаюсом; «Амитабха» означает «бесконечный свет», а «Амитаюс» – «бесконечная жизнь». Они взаимосвязаны – говорят, что это один и тот же Будда, но в разных формах.

В китайской традиции Амитабха обычно золотого цвета. Он стоит; одна его рука совершает мудру дарования прибежища, а другая обычно держит у сердца лотос.

Здесь мы поем восхваление Амитабхи – «Цвет тела Амитабхи – золотой», и «Его сорок восемь обетов нас освободят» – потому что одна из далеко-ведущих практик, которые осуществляют все будды, состоит в том, что они зарождают очень мощное устремление. Здесь это переведено как «обеты», но это не те обеты, что вы от кого-то принимаете – это скорее очень мощное устремление или решимость. Амитабха дал эти обеты, когда был бодхисаттвой – что затем позволило ему породить ту Чистую Землю, которую он создал, и осуществлять всё то множество вещей, что он совершает, чтобы приносить пользу живым существам.

Одно из необычных качеств Чистой Земли Амитабхи состоит в том, что туда могут отправиться обычные живые существа. Во многие чистые земли других будд могут отправиться только существа-арьи, но в Чистую Землю Амитабхи – Сукхавати, по-тибетски «Девачен» – могут отправиться обычные существа.

Люди полны энтузиазма по поводу того, чтобы переродиться в Сукхавати, потому что там есть все условия, благоприятствующие практике, и особо нет препятствий. Все, кто рождаются в Сукхавати, рождаются внутри лотоса; существуют девять уровней лотосов, и вы, в зависимости от своей кармы, рождаетесь на одном из них. Если у вас очень хорошая карма и вы очень восприимчивы к Дхарме, то рождаетесь из лотоса, который раскроется очень быстро; если же благой кармы у вас не так много и вы не столь восприимчивы, на раскрытие вашего лотоса уйдет больше времени.

В Чистой Земле Амитабхи также есть вступившие-в-поток и архаты, что довольно примечательно; многие из них там перерождаются, а затем, полагаю, Амитабха какое-то время работает над ними и побуждает их на то, чтобы вступить на путь бодхисаттвы.

Его Святейшество не особо радуется, когда люди занимаются только практикой Чистой Земли с устремлением там переродиться и при этом думают: «Что ж, только это мне и нужно». Он говорит, что нам нужно практиковать в этой жизни – развивать наши качества в этой жизни и очищаться в этой жизни. Чистая Земля – то место, куда вы стремитесь попасть, если не сможете стать бодхисаттвой или буддой в этой жизни; но Его Святейшество призывает нас основательно потрудиться уже в этой жизни; использовать наш потенциал очень мудро и не просто говорить: «Что ж, эта жизнь неважна, и я просто буду молиться о жизни будущей» – как если бы мы молились о перерождении в Небесах. Он хочет, чтобы люди действительно старались в этой жизни. Таково же его отношение к пхове – чтобы люди не залипали на выполнении пховы, а действительно прилагали усилия прямо сейчас – и пхова тогда остается на случай, если вы не сумеете все осуществить. Важно не сдаваться заранее.

Кроме того, переродиться в Чистой Земле вам позволит отнюдь не одно только пение имени Амитабхи. Вам нужно соблюдать достойную нравственность – потому что если вы не соблюдаете достойной нравственности, то вообще никак не сможете обрести благого перерождения! Что там до Чистой Земли – без нравственного поведения вы вообще не сможете обрести хорошего перерождения. Это подразумевает принятие и соблюдение обетов; как минимум пяти обетов мирянина, и, в идеале, также и обетов бодхисаттвы. Также очень важно развивать бодхичитту, развить определенную степень отречения, в какой-то степени практиковать парамиты – далеко-ведущие практики – чтобы у вас было достаточно благой кармы, которая подтолкнула бы вас к перерождению в этой чистой земле.

В китайской традиции практика в некоторых случаях была сделано очень простой – для простых жителей старого Китая, которые не умели читать и писать; тем не менее, существует множество китайских комментариев к тому, как выполнять практику Амитабхи по-настоящему правильно, чтобы она становилась практикой для взращивания как шаматхи, так и випашьяны – иными словами, как безмятежности, так и прозрения. На китайском есть множество учений о том, как осуществлять эти вещи при выполнении серьезного ретрита.

Здесь, в Аббатстве, мы при выполнении этой практики не уделяем ей много времени; но, думаю, было бы очень хорошо, если бы иногда мы садились и практиковали пение подолгу – ведь когда вы очень мощно направляете свое внимание на начитывание имени Амитабхи, оно полностью захватывает весь ваш ум и вы не можете думать о чем-либо еще.

В той части, где мы декламируем «Амитабха-Амитабха- Амитабха-Амитабха» очень, очень быстро, делаться это должно как можно быстрее; вы произносите имя вслух, и потому – если вы действительно сосредоточены – в этот момент в ваш ум точно не смогут проникнуть посторонние мысли. Вы слишком сосредоточены на быстром произнесении имени, и это немедленно приводит ваш ум в очень умиротворенное состояние. В китайской традиции имя декламируется довольно долго, а затем кто-нибудь звонит в гонг – и вы оказываетесь с совершенно безмолвным умом. В этот момент возникает замечательная возможность сосредоточиться на условной природе ума или медитировать на пустотности.

Мы выполняем эту практику недолго, и потому ей сложно оказать такое же воздействие, но и мы можем в некоторой степени опробовать этот эффект. Когда же мы ходим змейкой, двигаясь вперед-назад по проходам, мы выполняем практику, которая часто делается в китайских храмах – это форма медитации при ходьбе. Если вы долго сидели и медитировали, эта практика очень хороша: вам нужно встать и что-нибудь поделать, и тогда вы ходите змейкой и в то же время декламируете, по-настоящему удерживая ум в состоянии сосредоточения на Амитабхе. Когда вы занимаетесь хождением змейкой, хорошо визуализировать, что вы находитесь в чистой земле Амитабхи и ведете всех живых существ, обходя Амитабху, выражая ему почтение и преподнося ему дары.

Если вам это удается, практика оказывается очень красивой – вы в чистой земле Амитабхи, и всё тут! Все полностью сосредоточены на Дхарме, полны желания очистить свои умы и породить бодхичитту. Кроме того, при ходьбе вы представляете, что совершаете всевозможные прекрасные, прекрасные подношения.

У нас есть практика обширных подношений, составленная Сопой Ринпоче – мы её иногда выполняем. Описанное – удачный момент для того, чтобы выполнять эту практику или просто совершать множество подношений. Опять же, воспринимайте каждый атом в чистой земле, которую представляете, как еще одну самостоятельную чистую землю. Получается, что на каждом атоме присутствует Амитабха, окруженный бодхисаттвами, вокруг которых – все живые существа, которые там переродились. Таким образом вы преумножаете свою карму. Когда вы думаете, что каждый атом вашей визуализации – это еще одна самостоятельная визуализация, возникает более мощное чувство того, что всё лишено основы и не является прочным, не обладает некой обнаружимой, существующей самостью, потому что всё это – лишь скопление атомов, в каждом из которых сокрыто по чистой земле. Очень красиво.

Итак, вы можете так и делать – представлять, что ведете всех живых существ, выражаете почтение, принимаете прибежище, простираетесь, совершаете подношения Амитабхе. Затем мы останавливаемся и просто сосредотачиваемся на очень быстром произнесении мантры; на этом этапе просто сосредотачивайтесь на звуке или визуализируйте в пространстве перед собой Амитабху, используя его как свой объект шаматхи и просто на нем сосредотачиваясь. Вы также можете сосредоточиться на слоге ХРИ: в сердце Амитабхи. Если вы ищете объект поменьше, объект более тонкий, то можете сосредотачиваться на ХРИ:; просто направляя на него свое внимание и очень быстро произнося мантру, также удерживая внимание на звуке. Практика становится очень мощным, очень удачным способом сосредоточить и сфокусировать ум.

Кроме того, при этом вы можете представлять, что от Амитабхи к вам исходит огромное количество света, очищающего вашу неблагую карму, успокаивающего ваш ум, а затем – если вы действительно погружаетесь в практику – сочетать это со своего рода чаньским (или дзенским) способом медитации, при котором вы говорите: «Кто повторяет мантру Амитабхи?» Это ведет вас к медитации на пустотности: «Кто повторяет мантру Амитабхи? Кто такой Амитабха? Какова разница между Амитабхой и мной? Могу ли я отыскать его или себя?». Эти вопросы довольно красивым образом подводят нас к медитации на пустотности.