Введение в медитацию на дыхании

Краткое объяснение, данноe досточтимой Тубтен Чодрон перед медитацией в центре «Эмахо», Скотсдейл, штат Аризона, 14 сентября 2005

Давайте, пожалуй, начнем с краткой медитации на дыхании, а перед этим я направлю вас в процессе краткого расслабления тела, чтобы вы могли немного расслабить тело. Затем мы установим мотивацию, а потом немного позанимаемся медитацией на дыхании.

Существует множество различных видов медитации на дыхании; та конкретная, которую мы станем выполнять, в большей степени предназначена для развития сосредоточения и расслабления ума, так что мы будем просто обычным и естественным образом дышать, но при этом станем удерживать свое внимание на дыхании и просто осознавать, как воздух входит и выходит – все ощущения, которые у вас при этом возникают.

Звучит не так-то сложно, правда? Просто подождите. [смех] Нашему уму нравится повсюду метаться – словно это «ум-обезьяна»: туда и сюда, в прошлое и в будущее, повсюду – только не туда, где мы находимся.

Полагаю, в этой медитации очень полезно, во-первых, ощутить интерес к дыханию, а во-вторых, развить чувство удовлетворенности; с удовлетворенностью здесь сидеть и дышать.

Большинство людей в нашей стране, в нашем мире удовлетворенности лишены, а нас как американцев, полагаю, особенно учат тому, что мы должны что-то да делать, правда – например зарабатывать деньги или сжигать бензин; мы должны хоть что-то да делать! В силу этого просто сидеть – как-то не по-американски; люди говорят: «Займись чем-нибудь – что ты будешь делать, просто сидеть?»

Одна моя подруга – буддистка, и написала книгу, в которой говорилось: «Нечего просто что-то делать, посиди». Именно это мы в Дхарме и пытаемся осуществить – развить чувство удовлетворенности тем, кем мы являемся, чтобы нам не казалось, что нужно метаться и постоянно чем-то заниматься.

Итак, мы развиваем чувство довольства тем, что просто дышим, развиваем чувство довольства просто от того, что мы ЕСТЬ те, кем в настоящее мгновение являемся, не чувствуя, что мы должны БЫТЬ кем-то иным, или ДЕЛАТЬ что-то иное, или ОБЛАДАТЬ чем-то иным. Того, кто мы есть, достаточно.

Думаю, это подлинное чувство счастья, подлинное чувство покоя. Неважно, ИМЕЕМ ли многое, ЯВЛЯЕМСЯ ли многим или ДЕЛАЕМ ли многое – если ум лишен удовлетворенности, в сердце покоя не будет.

Поэтому, думаю, научиться удовлетворенности, способности здесь сидеть – это, на деле, огромная привилегия и великолепная практика – и в особенности  потому, что нам присуща склонность к излишней критичности ума; замечали ли вы это? [участники смеются] В нашей образовательной системе нас каким-то образом учат очень критически мыслить; чем больше можешь кого-то раскритиковать, тем ты умнее. Мы много это наблюдаем в средствах массовой информации, во всевозможных ток-шоу и тому подобном: «Давайте просто покритикуем людей».

Итак, мы просто впадаем в очень дурную привычку чрезвычайно критически относиться к другим – и, разумеется, также и к самим себе. Иногда мы садимся помедитировать, а у критического ума просто праздник: «Уу, ты даже дышишь неправильно, погляди-ка! Все остальные в самадхи, а ты отвлекаешься» – ну да, конечно. «Ох, я не могу сидеть неподвижно, вжик-вжик-вжик».

Итак, мы критикуем себя, мы критикуем других людей, – и когда нам присущи такого рода умственные привычки, сердце лишено особого покоя, в жизни особо нет радости.

Именно такие вещи иногда будут всплывать по ходу медитации, и хорошо их просто подмечать – «Ладно, вот мой привычный критический ум; поставим его на паузу. Эту пленку я уже проигрывал».

Замечали ли вы, что у вас есть серия пленок «Я ненавижу себя» в ста восьми томах? «Какое бы видео из серии «Я себя ненавижу» сегодня включить?». На деле же давайте просто все их выключим, и будем просто сидеть здесь и дышать – думаю, это немалая практика, довольно прекрасное занятие.