Празднование в честь нашего человеческого потенциала

 Досточтимая Тубтен Чодрон

Сегодня Весак – китайский Весак, а завтра Весак тибетский. На самом деле, Весак не является ни тибетским, ни китайским, ни американским; это просто день, который мы избрали, чтобы отмечать рождение Будды, его просветление и его паринирвану, и по этой причине день этот считается самым священным днем всего года (потому что три из двенадцати деяний Будды были осуществлены в этот день). Так это в соответствии с тибетской традицией; другие традиции отмечают рождение на неделю раньше – у них другие даты. Что поделать!

Это, однако, день чрезвычайно драгоценный – особенно если подумать о просветлении Будды: именно к нему мы продвигаемся и его желаем достичь посредством своих усилий – если не в этой жизни, то в какой-то момент в жизни будущей. Мне кажется очень полезным – в этот день, а также в другие дни, которые Весаком не являются – размышлять над жизнью Будды и использовать его жизнь в качестве примера для самих себя. Он происходил из очень приятного окружения, и преуспевал во всем, чем занимался – это я не к тому, что нам никогда не доводилось преуспевать так, как ему, а к тому, что у него была совершенная сансарная жизнь – за вычетом тех раз, когда он выбрался в город и увидел, что люди стареют, болеют и умирают. Это потрясло его и побудило его задуматься: «Что ж, всё кажется прекрасным, но, возможно, таковым на самом деле не является, и видимости эти довольно обманчивы».

Затем он, в частности, увидел человека, живущего подаянием, и это по-настоящему побудило его задуматься, потому что он узнал, что этот живущий подаянием человек подлинно смотрел за пределы этой жизни, подлиннно стремился выбраться из цикла рождения и смерти. Это побудило Будду отказаться от своей чрезвычайно роскошной жизни, всех своих удобств – причем отказаться не просто от окружения, но и от настроя, который утверждает: «Хочу того, чего хочу, и тогда, когда хочу»; настроя, что утверждает «Хочу заниматься вот этим, и никому не следует ограничивать мою свободу»; и настроя, что гласит: «Жизнь со мной обращалась не так, как следует, и должна мне больше помогать» – ото всех этих помыслов, в которых мы часто увязаем и которые основаны на цепляющемся за «я» неведении и подогреваемы эгоцентричными мыслями.

Отречение Будды подлинно показало его желание преодолеть эти препятствующие внутренние умственные факторы, и с этим желанием от отправился на поиски учителя. Он учился у двух разных наставников, которые обучали самадхи; достиг этих чрезвычайно высоких состояний медитативного погружения, но также знал, что они не являлись полным пробуждением, что достижение этих глубоких состоянии медитации и сосредоточения само по себе не устраняет неведение, подталкивающее беспрестанные перерождения.

В конечном итоге ему пришлось покинуть этих учителей и отправиться на собственные поиски. Какое-то время он занимался экстремальными аскетическими практиками – и также узнал, что они не укрощают ум. Затем он пересек реку и отправился в Бодхгаю, где сел под деревом бодхи и зародил решимость не вставать до достижения полного пробуждения. Той ночью случилось светопреставление: привязанность проявилась в форме прекрасных женщин, пытающихся его соблазнить; гнев проявился в форме оружия, пытающегося его уничтожить, но все это он выдержал и на заре в день полнолуния месяца Весак достиг полного пробуждения. Вот этот день мы сегодня и празднуем.

Это не просто празднование пробуждения Будды – хотя, разумеется, и оно также, ведь без Будды у нас не было бы возможности изучать Дхарму, не было бы Сангхи. Однако это также празднование в честь нашего как людей потенциала на то, чтобы стать Буддой. Просветлению Будды мы сорадуемся; оно указывает нам на наш собственный потенциал и потенциал каждого без исключения живого существа, так что в этот день мы подлинно сорадуемся своему человеческому потенциалу и удваиваем усилия по реализации, использованию нашего собственного потенциала ради блага всех существ.

По этой причине вся заслуга, которую мы создаем сегодня и завтра – у нас вплотную идут два Весака – возрастает, кажется, в десять миллионов – огромное число – раз, потому что мы действительно вспоминаем просветление Будды, человеческий потенциал и наш личный потенциал и пытаемся использовать его, пока у нас еще есть эта жизнь, ведь она не продлится вечно, а имеющаяся у нас возможность практиковать, проявлять щедрость, соблюдать нравственную дисциплину, медитировать и так далее – не просуществует вечно, так что сегодня особенно важно помнить об этом и использовать этот потенциал.

Поэтому я по-настоящему призываю всех поразмыслить сегодня над отречением, бодхичиттой и пустотностью. Кроме того, как отмечал Гьялцаб Дже – мы говорили об этом во вчерашних вечерних учениях – пока не мы поймем смерть и непостоянство, прозрение не будет обретено; и это также часть сегодняшнего дня – паринирвана Будды, его уход из этой жизни, что, опять же, показывает нам, что жизненный срок ограничен; что даже люди знаменитые, даже люди великие также подвержены непостоянству и уходу, и потому нужно сделать нашу жизнь наделенной подлинным смыслом и полезной.