Объяснение четырех безмерных

English

Досточтимая Тубтен Чодрон

Четыре безмерных (которые так называются, потому что мы порождаем равностность, любовь, сострадание и радость по отношению к безмерному числу живых существ) – неотъемлемая часть тибетского буддизма. Они – как мысли-чувства, открывающие наши сердца для нас самих и других – являются предтечами бодхичитты, альтруистического намерения, которое стремится к просветлению для наиболее эффективного принесения блага всем живым существам. Следующие строфы извлечены из практики Авалокитешвары, Будды Сострадания:

Как замечательно было бы, если бы все живые существа пребывали в равностности, свободной от предвзятости, привязанности и гнева. Пусть они пребудут в равностности. Я приведу их к этой равностности. Гуру Ченрези, прошу, вдохнови меня на то, чтобы суметь это осуществить.

Как замечательно было бы, если бы все живые существа обладали счастьем и его причинами. Пусть они ими обладают. Я добьюсь того, чтобы они ими обладали. Гуру Ченрези, прошу, вдохнови меня на то, чтобы суметь это осуществить.

Как замечательно было бы, если бы все живые существа были свободны от дуккхи и её причин. Пусть они будут свободны. Я приведу их к этой свободе. Гуру Ченрези, прошу, вдохнови меня на то, чтобы суметь это осуществить.

Как замечательно было бы, если бы все живые существа никогда не расставались с высшим перерождением и превосходным блаженством освобождения. Пусть они никогда с ними не расстаются. Я добьюсь того, чтобы они с ними не расставались. Гуру Ченрези, прошу, вдохнови меня на то, чтобы суметь это осуществить.

Ключевое слово в четырех безмерных – «ВСЕ живые существа». «Все» – это краткое слово с огромным смыслом. Мы не просто думаем «Пусть мои друзья, родственники, и все, кто меня любят, обладают счастьем и его причинами». Этого желают даже животные. Мы же, будучи людьми, стараемся раздвинуть границы своей любви и думать: «Пусть козел, который подрезал меня на шоссе, обладает счастьем и его причинами. Пусть врач, напутавший в моем рецепте, будет свободен от страданий и их причин. Пусть человек, который бросил в разговоре со мной трубку, человек, который на меня жаловался, мой друг, который со мной не разговаривает, моя кузина, что не приглашает меня на свои вечеринки – пусть все эти люди обладают счастьем и его причинами и будут свободны от страданий и их причин».

Ключевое слово в четырех безмерных – "ВСЕ" живые существа (Фото Triratna_Photos)
Ключевое слово в четырех безмерных – «ВСЕ» живые существа (Фото Triratna_Photos)

Когда наше сострадание станет мощным, мы сможем думать и чувствовать: «Пусть Тимоти Маквей, Садам Хуссейн и Джордж Буш-младший обладают счастьем и его причинами и будут свободны от страданий и их причин». Мы должны постепенно расширять спектр своих равностности, любви, сострадания и радости, распространяя их на всех живых существ и никого не исключая.

Если наши сердца закрываются при мысли о каком-то живом существе и мы неспособны заставить себя включить это существо в число «всех», нам следует остановиться и понаблюдать за тем, что происходит в нашем сердце/уме. С состраданием по отношению к себе мы спрашиваем: «Что во мне этому сопротивляется? Обижен(а) ли я? Сержусь? Предвзят(а)?» Когда мы начинаем осознавать, что именно чувствуем, то применяем соответствующее дхармическое противоядие. К примеру, подумайте об Осаме бин Ладене в младенческом возрасте; делая это, мы осознаем, что он не появился из утробы террористом, но в силу обуславливающего влияния в этой жизни и жизнях прошлых, его ум был охвачен заблуждениями и ненавистью. Он поступает так, как поступает, потому что пытается быть счастливым и не знает подлинных методов обретения счастья. Размышляя таким образом, мы отпускаем свои гнев и предвзятость. Затем, размышляя над добротой других, мы открываем свое сердце и желаем другим блага.

У каждой из четырех безмерных есть четыре части – желание, устремление, решимость и просьба о вдохновении – и каждая часть последовательно ведет наш ум к более глубокому, более преданному состоянию. Очень полезно медленно проходить по каждому из шагов, думая о конкретных людях или ситуациях и приводя примеры из своей жизни.

Первое безмерное – равностность. Сперва мы желаем: «Как замечательно было бы, если бы все живые существа пребывали в равностности, свободной от предвзятости, привязанности и гнева» – то есть пусть мы и все остальные обладаем этим непредвзятым, заботливым отношением. Затем мы устремляемся: «Пусть они пребывают в равностности». Третье – наша решимость действовать: «Я приведу их к этой равностности». Четвертое: мы просим Авалокитешвару вдохновить нас, дабы нам достало силы ума и отваги на то, чтобы непрерывно трудиться, помогая живым существам в том, чтобы быть свободными от предвзятости, привязанности и гнева и пребывать в равностности.

Второе безмерное – любовь. «Как замечательно было бы,  если бы все существа обладали счастьем и его причинами». Какое-то время медитируйте на этом желании, а затем зародите устремление: «Пусть они ими обладают» – и породите это чувство. Это устремление сильнее. Мы не высказываем пожелание о том, чтобы живые существа были счастливы, но и мощно чувствуем свое желание того, чтобы они обладали счастьем и его причинами. Затем мы зарождаем решимость участвовать в реализации этой цели. Здесь мы посвящаем себя трудам ради этой цели. Распознавая, что наш эгоизм велик, а эту благородную цель сложно осуществить, мы просим о вдохновении и благословениях Авалокитешвары: «Гуру Ченрези, прошу, вдохнови меня суметь это осуществить». Здесь мы чувствуем, что не одиноки – нас поддерживают наша собственная природа будды и все будды и бодхисаттвы. Мы чувствуем – или представляем, что чувствуем, потому что на полное преображение нашего настроя требуется много времени – отвагу на то, чтобы с радостью трудиться ради счастья всех существ, не выдыхаясь и не отчаиваясь.

Третье безмерное – это сострадание: желание, чтобы живые существа были свободны от страданий. Здесь мы последовательно медитируем на тех же самых четырех шагах. Сострадание чрезвычайно важно: это мощная мотивация для того, чтобы мы практиковали Дхарму, и источник всего блага в этом мире.

Четвертое безмерное – это радость: желание, чтобы живые существа никогда не расставались со счастьем. Здесь счастье включает:

  1. Временное счастье, то есть счастье, что существует, пока мы пребываем в циклическом существовании – например, удачные перерождения – и
  2. Определенное благо – пресечение всех страданий и их причин – освобождение и просветление.

Источник: An Explanation of the Four Immeasurables | Bhikshuni Thubten Chodron