Гуру-йога ламы Цонкапы

English

Прибежище и бодхичитта

К Буддам, Дхарме и Сангхе за прибежищем
Обращаюсь я вплоть до пробужденья.
Силой заслуги от щедрости
И других далеко ведущих практик
Пусть я достигну состояния будды
Дабы приносить благо всем существам. (3х)

Основная практика: визуализация и подношение семичастной молитвы

Из сердца владыки-защитника сотни богов Тушиты,
Паря на пушистых белых облаках, собранных подобно свежему творогу,
Нисходит всеведущий владыка Дхармы, Лосанг Драгпа.
Прошу, явись сюда со своими духовными детьми [1].

В небе передо мной, на львиных тронах с сидениями из лотосов и луны,
Восседает святой гуру с прекрасным, улыбающимся лицом.
Высшее поле заслуг для моего исполненного веры ума —
Прошу, оставайся сотню эонов, чтобы распространять учения.

Твой ум наделен чистой гениальностью, что объемлет всю сферу познания,
Твоя речь наделена красноречием, самоцветным украшением для ушей счастливцев,
Твое тело наделено красотой, блистающей великолепием славы –
Склоняюсь перед тобой, кого столь полезно видеть, слышать и вспоминать.

Различные радующие подношения цветов, духов,
Благовоний, света и чистых сладчайших вод – реально размещенные
И этот океан облаков подношений, порожденных моим воображением, –
Я подношу вам, высшее поле заслуг.

Все неблагое, что я совершил(а) телом, речью или умом,
Накопленное с безначальных времен,
И в особенности все нарушения трех видов обетов:
С сильным раскаянием от всего сердца я раскаиваюсь в каждом.

В эту эпоху упадка ты трудился ради обширных учености и достижений,
Оставив восемь мирских помыслов, чтобы реализовать великую ценность
Свободы и благой участи: искренне, о Защитник,
Сорадуюсь твоим великим деяниям.

Досточтимые святые гуру, в пространстве своего тела истины
Из клубящихся облаков своих мудрости и любви
Пролейте дождь глубинной и обширной Дхармы
В любой форме, что подходит для усмирения живых существ.

Какие бы заслуги ни были здесь собраны,
Пусть они принесут благо существам-скитальцам и учениям Будды.
Пусть благодаря им сущность учения Будды
И особенно учения досточтимого Лосанга Драгпы сияют вечно.

Краткое подношение мандалы

Землю с духами, цветами,
Гору Меру, четыре земли, солнце и луну
Представляю землей будд и подношу
Пусть все существа наслаждаются чистой землей.

Объекты привязанности, отторжения и неведения – друзей, врагов и незнакомцев, свое тело, богатство и удовольствия – я подношу без какого-либо чувства утраты. Прошу, с удовольствием их примите и вдохновите меня и других на свободу от трех отравляющих помыслов.

Идам гуру ратна мандала кам нирья таями

Краткая молитва к Дже Цонкапе по-тибетски

Миг ме це вей тер чен чен ре зиг
Дри мей кьен пей ванг по джам пел янг
Дю пунг ма лю джом дзе санг ве даг
Ганг чен ке пей цуг кьен цонг кха па
Ло занг драг пей щаб ла сол ва деб

Краткая молитва к Дже Цонкапе

Авалокитешвара, великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, владыка безупречной мудрости,
Ваджрапани, уничтожающий все демонические силы,
Цонкапа, самоцвет в венце мудрецов Страны Снегов,
Лосанг Драгпа, у твоих святых стоп обращаюсь с мольбой.

Девятистрочная молитва к Дже Цонкапе

Будда Ваджрадхара, источник всех могучих достижений,
Авалокитешвара, великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, владыка безупречной мудрости,
Ваджрапани, уничтожающих все демонические силы,Лосанг Драгпа, самоцвет в венце мудрецов Страны Снегов,
О Гуру-Будда, воплощение всех трех прибежищ,
Смиренно молю тебя своими тремя вратами:
Прошу, вдохнови меня на то, чтобы привести к зрелости себя и других
И даруй общие и высшие могучие достижения.

Непрерывно повторяйте любую из приведенных выше строф, выполняя последующие визуализации:

Очистительная визуализация

В пространстве перед вами – Дже Цонкапа, воплощение Манджушри. Справа от него – Гьялцаб Дже, воплощение Ченрези, а слева – Кедруп Дже, воплощение Ваджрапани. [2] От них трех исходят трубки белого света. Они сливаются, чтобы образовать одну, и затем струятся в ваше сердце. Белый нектар, подобный чистому молоку, струится в вас через них и очищает все болезни, вред со стороны духов, разрушительные кармы и завесы. Начитывая молитву, сперва сосредотачивайтесь на очищении разрушительной кармы, созданной по отношению к гуру и Трем Драгоценностям. Затем сосредотачивайтесь на очищении разрушительных действий, созданных по отношению к живым существам. После завершения начитывания сосредотачивайтесь на том, что ваше тело совершенно умиротворено и ясно, подобно хрусталю; полностью свободно от всех загрязнений.

Визуализации для порождения мудрости

  1. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить великую мудрость, что свободна от препятствий в постижении смысла обширных писаний Будды».
    От Дже Цонкапы и его двух духовных друзей струится оранжевый нектар великой мудрости, что заполняет всё ваше тело. Сущность каждого атома нектара – это маленький Манджушри. Эти Манджушри испускают лучи света, что касаются будд и бодхисаттв в десяти направлениях. Вся их мудрость, в форме миллионов Манджушри, растворяется в вас через поры вашего тела, подобно снегу, падающему на океан. Ощутите, что вы породили великую мудрость.

  2. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить ясную мудрость, что способна без заблуждений постигать тонкие и сложные моменты в Дхарме».

    Визуализация такова же, что и выше, но сущность каждого атома нектара – это мантра Манджушри, ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ. Миллионы мантр призываются от будд и бодхисаттв. Они растворяются в вас, и вы порождаете ясную мудрость.

  3. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить быструю мудрость, что быстро отсекает всё неведение, все ошибочные представления и сомнения».
    Визуализируйте как описано выше, подставляя семенной слог Манджушри, Дхи, и ощущая, что породили быструю мудрость.
  4. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить глубинную мудрость, что глубоко и безгранично постигает смысл писаний».
    Визуализируйте как описано выше, подставляя атрибуты Манджушри – меч и текст – и ощущая, что вы породили глубинную мудрость.
  5. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить мудрость объяснения Дхармы, что разъясняет определенное, правильное понимание всех слов и значений писаний».
    Визуализируйте как описано выше, подставляя тексты и ощущая, что вы породили мудрость объяснения Дхармы.
  6. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови меня породить мудрость ведения диспута, что отважно отвергает злые слова, выражающие ошибочные идеи».

    Визуализируйте как описано выше, подставляя восьмиконечные колеса из мечей и ощущая, что вы породили мудрость ведения диспута.

  7. Обратитесь с просьбой: «Прошу, вдохнови (благослови) меня породить мудрость сочинения, использующего совершенную грамматику и слова и наделенного смыслом ясной мудрости, что приносит радость».
    Визуализируйте как описано выше, подставляя тексты и восьмиконечные колеса из мечей, и ощущайте, что породили мудрость сочинения.

При желании прочтите «Основу всех благих качеств» или выполните медитацию на этапах пути.

Молитвы

Пусть мудрость учебы, размышления и медитация возрастет, и пусть мудрость преподавания, ведения диспута и сочинения увеличится. Пусть я обрету общие и высшие могучие достижения. Молю, вдохнови меня быстро стать подобн(ым/ой) тебе.

Пусть вместерожденное великое блаженство воссияет немедленно, а омраченная тень цепляния за неотъемлемое существование будет рассеяна. Пусть я рассеку сеть сомнений относительно подлинной природы ума. Молю, вдохнови меня быстро стать подобн(ым/ой) тебе.

Молитва и растворение

Славный и драгоценный коренной гуру, восседай на сидении из лотоса и луны над моей макушкой. Направляя меня своей великой добротой, даруй мне достижения твоих тела, речи и ума.

Славный и драгоценный коренной гуру, восседай на сидении из лотоса и луны в моем сердце. Направляя меня своей великой добротой, даруй мне общие и высшие могучие достижения.

Славный и драгоценный коренной гуру, восседай на сидении из лотоса и луны в моем сердце. Направляя меня своей великой добротой, пребудь нерушимо до достижения мной полного пробуждения.

Посвящение заслуг

Силой этих заслуг пусть вскоре достигнем
Пробужденного состояния Гуру-Будды.
Чтобы всех живых существ
Суметь освободить от их страданий.

Драгоценный бодхи-ум
Не возникший – пусть взойдет,
Что возник пусть не ослабнет
Но безмерно возрастет.

Какие бы заслуги ни были здесь собраны,
Пусть они принесут благо существам-скитальцам и учениям Будды.
Пусть благодаря им сущность учения Будды
И особенно учения досточтимого Лосанга Драгпы сияют вечно.

Во всех моих жизнях, благодаря тому что Победоносный, лама Цонкапа, выступает как непосредственный духовный наставник махаяны, пусть я никогда, ни на мгновение не отворачиваюсь от превосходного пути, восхваляемого победоносными.


  1. Под «владыкой-защитником сотни богов Тушиты» подразумевается Майтрея, будда грядущего. «Лосанг Драгпа» – это имя, которое Цонкапа получил при принятии монашеских обетов. Его духовные дети – это два его главных ученика: Гьялцаб Дже (справа от Цонкапы) и Кедруп Дже (слева от него).

  2. Смысл этой визуализации в том, что гуру проявляется в форме Дже Цонкапы и является мудростью всех будд, Манджушри. Гуру, проявляющийся в форме Гьялцаба Дже – это сострадание всех будд, Ченрези. Проявляясь в форме Кедрупа Дже, гуру есть мощь всех будд, Ваджрапани.

Источник: Lama Tsongkhapa Guru Yoga | Venerable Thubten Chodron