Весак – Зачем Будда занимался духовной практикой?

Досточтимая Тубтен Чодрон

Итак, сегодня – в китайской традиции – Весак, то есть годовщина рождения, просветления и ухода Будды. В соответствии с тибетским календарем – поскольку китайский и тибетский календари не всегда совпадают – Весак придется на следующее полнолуние. Как бы то ни было, размышляя над просветлением Будды, мы думаем: «Ну а почему Будда так много сил вложил в духовную практику? Зачем это делать, в чем цель?». Его конечная цель состояла в том, чтобы принести максимальную пользу самому себе и другим живым существам.

В миру мы обычно думаем, что «принесение пользы» подразумевает, что вы «в поле» – напрямую работаете с людьми, предоставляете им пищу, представляете им одежду, предоставляете им кров, работаете с их непосредственными проблемами и так далее. У Будды, однако, было гораздо более глобальное видение, и он видел, что эти непосредственные проблемы – бедность, война, внутренние конфликты, депрессия и так далее – на самом деле проистекают не только из внешних условий, но и (в первую очередь) из условий внутренних – наших неведения, привязанности и гнева; а привязанность и гнев коренятся в неведении.

Смысл здесь в том, что если нам удастся отсечь непрерывность неведения, то весь гнев, вся зависть и другие негативные эмоции будут подсечены, и тогда пресекутся вредоносные действия, которые мы в силу этих деструктивных эмоций совершаем; и тогда также прекратится проистекающее из этих вредоносных действий страдание – и прекратятся они не временно, а раз и навсегда, так, чтобы возврата не было.

Мы можем помогать кому-то, предоставляя им пищу, одежду и тому подобное, что, безусловно, хорошо – и нам определенно следует это делать; но это не поможет им с проблемой голода и бедности, потому что на духовном  уровне голод и бедность вызваны совершенными нами раннее действиями – в частности, воровством, проявлением эгоизма, жадности и скупости – и если мы действительно хотим подсечь непрерывность голода и бедности, нам нужно подсечь умственные факторы, которые подкрепляют воровство, обман и тому подобные вещи, и пресечь неведение, подпирающее эти загрязняющие факторы; а сделать это нам сперва необходимо в самих себе – прежде, чем мы сможем стать подлинно хорошим примером для других людей. В противном случае слепцы поведут слепцов.

Именно поэтому Будда и посвятил так много времени внутренней духовной практике – чтобы очистить свой ум и достичь состояний, при которых его собственный ум и мотивация оказались бы чисты, он сам обрел бы подлинный опыт продвижения по пути и затем смог бы описать его другим – а посредством практики другие смогли бы полностью освободиться от бедности, войны, депрессии и тому подобного, причем не только временно.

В сфере духовности мы помогаем людям, но упор в этой помощи делается на другом уровне, потому что мы нацеливаемся на коренные причины. Это не означает, что мы игнорируем структурное неравенство в своем обществе – против него мы выступаем настолько, насколько можем; не означает, что мы игнорируем непосредственные страдания людей – безусловно, если мы пытаемся взращивать сострадание, то пытаемся помочь людям с их страданиями, что происходят прямо сейчас. Однако упор мы делаем на полном отсечении корня страданий – а не на том, чтобы просто приклеивать пластыри.

Именно это стоит за усилиями, которые Будда предпринимал на пути, и именно это мы сегодня и празднуем, думая о его просветлении (или пробуждении).