«Описание установления памятования»

Описание установления памятования

Джецун Чокьи Гьялцен

 English

«Описания установления памятования» – отрывок из четвертой главы  написанного Джецун Чокьи Гьялценом «Общего комментария к «Украшению ясных постижений» (Абхисамая-аланкара) Майтреи.

feec327fa0fa3bd008ba3467c8d75386Джецун Чокьи Гьялцен (1464 — 1544) – автор основных учебников монастыря Сера Дже и один из самых выдающихся ученых в его истории. По ходу своей жизни он сочинил множество текстов, посвященных философским изысканиям, и написал несколько трактатов по трудам двух ближайших учеников ламы Цонкапы. Позже его сочинения были включены в монастырский курс и стали неотъемлемой частью учебной программы, которой Сера Дже следует до сих пор.


В этом определяющем окончательном  анализе установления памятования – восемь частей:

  • наблюдаемые объекты
  • способы медитации
  • причины для того, чтобы медитировать
  • природа
  • подразделения
  • граница
  • этимология
  • демонстрация установлений памятования в махаяне как высших

1. Наблюдаемые объекты

У установления памятования существует четыре наблюдаемых объекта: тело, чувства, ум и явления.

Существует три вида тела:

  • внешнее тело форм, включающее пять: визуальные формы, звуки и т.д., которые не являются чувственными силами
  • внутреннее тело, включающее пять чувственных основ, таких как чувственная сила глаза
  • тело, которое является как внешним, так и внутренним, как то визуальные формы и т.д., что образуют (грубые) чувственные органы

Существует три вида чувства:

  • удовольствие
  • боль
  • нейтральное

Под “умом” подразумеваются первичные сознания (визуальное сознание и так далее).

Под “явлениями” подразумеваются все умственные факторы, что не являются чувствами, а также абстрактные составные и необусловленные явления.

Это так, поскольку в “Собрании Абхидхармы” утверждается:

Каковы наблюдаемые объекты установления памятования? Тело, чувство, ум и явления.

Как утверждает “Собрание познания”:

Каковы объекты, наблюдаемые установлением памятования? Тело, чувства, ум и явления.

Причина, по которой эти четыре объекта заявлены как объекты наблюдаемые – в том, чтобы помешать тем, кто подобен детям, цепляться:

  • за тело как основу для (их) самости (“меня” или “я”)
  • за чувства как источник удовольствия этого “я”
  • за ум как само “я”
  • за явления, такие как привязанность, как то, что омрачает “я” – и явления, такие как уверенность (вера), как то, что очищает “я”

“Собрание познания” утверждает:

Более того, они – то, что является местом пребывания “я”, основами для наслаждения “я”, самим “я” и тем, что омрачает и очищает “я”.

2. Способы медитации

Существует два способа медитации:

  • Общий способ медитации
  • Особый способ медитации

Общий способ медитации

Общий способ медитации осуществляется посредством проверки как общих, так и особых характеристик тела, чувств, ума и явлений. В “Сокровищнице знания” утверждается:

Нам следует медитировать на установлениях памятования посредством тщательной проверки двух характеристик тела, чувств, ума и явлений.

Далее, общие характеристики таковы:

  • непостоянство
  • неудовлетворительность (дуккха)
  • пустотность
  • бессамостность.

Они объясняются как общие характеристики применительно к конкретным основам. То есть говорится:

  • все обусловленные явления непостоянны
  • все загрязненные явления неудовлетворительны
  • все явления пустотны и бессамостны.

В “Комментарии к сокровищнице знания” сказано:

Их особые характеристики – их индивидуальные природы. Общие характеристики состоят в том, что все обусловленные явления непостоянны, все загрязненные явления неудовлетворительны, и все явления пустотны и бессамостны.

Следовательно, применительно к конкретным характеристикам:

  • тело по природе состоят из первичных и вторичных элементов
  • чувства по природе переживаемы
  • ум по природе есть наблюдатель
  • явления, т.е. умственные факторы и т.д., обладают своими собственными природами

Приведенное выше (объяснение) – лишь указания (на то, что следует практиковать).

Особый способ медитации

Здесь три части:

  • наблюдаемые объекты
  • внимание (умственное вовлечение)
  • достижение

Наблюдаемый объект

Слушатели и одиночно-реализованные созерцают лишь собственные тела и так далее, в то время как бодхисаттвы созерцают как свои, так и чужие тела и так далее.

Внимание

Слушатели и одиночно-реализованные внимательны к (телу, чувствам, уму и явлениям) как непостоянным и так далее, в то время как бодхисаттвы медитируют на характеристиках (т.е. самости) явлений как ненаблюдаемых.

Достижение

Слушатели и одиночно-реализованные медитируют исключительно для того, чтобы освободиться от загрязненного тела и так далее, в то время как бодхисаттвы медитируют не ради достижения либо свободы, либо несвободы от них, но ради достижения непребывающей нирваны.

3. Причина для того, чтобы медитировать

Повод медитировать в этом ключе – в том, чтобы приступить к тому, что нужно практиковать, и тому, что нужно оставить относительно Четырех Благородных Истин.

  • Благодаря медитации на установлении памятования на теле мы будем знать, что загрязненному телу присуща природа кармически-порожденной дуккхи. (относится к истине страданий)
  • Благодаря медитации на установлении памятования на чувствах мы по их плодам поймем, что:
  • Чувство удовольствия есть причина страстного желания, что хочет не расставаться с (удовольствием)
  • Чувство боли есть причина страстного желания, что желает расстаться с (болью)
  • Кроме того, поскольку страстное желание – это первейший из нечистых умов, мы приступим к его оставлению. (относится к истине причины)
  • В установлении памятования на ум благодаря анализу ума – основы для цепляния за самость (“я”) – как непостоянного и так далее, мы перестанем цепляться за него как такую (самость, которая непостоянна и так далее). Затем, поскольку мы больше не боимся уничтожения нашей самости, мы (сможем) осуществить прекращение. (относится к истине прекращения)
  • Посредством медитации на отталкивающих (аспектах тела) и на установлении памятования на явлениях, мы узнаем, что все полностью загрязненные явления несовместимы (с освобождением и просветлением) и что все чистые явления являются для них противоядиями. (относится к истине пути)

Посему, когда эти пункты познаны и мы поняли, что эти практики – это методы для отвращения от вреда, и поняли, как их взращивать, мы будем приведены к (вовлечению) в Четыре Благородные Истины. В “Различении Срединного Пути и крайностей” сказано:

Поскольку (тело) есть кармически-порожденное страдание, поскольку (чувства) суть причина страстного желания, поскольку (ум) – основа (самости), и поскольку (путь) есть (источник) не-неведения, мы приходим к Четырем Благородным Истинам. Посему, медитируй на установлениях памятования.

4. Природа

Определение установления памятования таково: возвышенное познающее личности, что вступила на путь, связанное либо с памятованием, либо с мудростью, и медитирующее после проверки общих или особых характеристик тела, чувств, ума и явлений. Как сказано в “Собрании познания”:

Какова природа (установления памятования)? Мудрость и памятование.

Кроме того, в “Сокровищнице знания” сказано:

Установление памятования есть мудрость.

5. Подразделения

Существуют четыре вида установления памятования: на теле, чувствах, уме и явлениях.

6. Предел

Установление памятования существует с пути накопления вплоть до земли Будды.

7. Этимология

В силу памятования об объекте, наблюдаемом мудростью, оно называется “установлением”, а поскольку мы о нем не забываем, это называется “установлением памятования”.

8. Демонстрация (практики) установления памятования в махаяне как высшей

Установление памятования в махаяне превосходит свои аналоги в основополагающей колеснице, поскольку медитация на нём превосходна в четырнадцати вещах:

  • Её цель – это махаяна
  • Она полагается на мудрость, (что постигает отсутствие самости явлений)
  • Она действует как противоядие для шестнадцати ошибочных воззрений
  • Она вовлекает нас в медитацию на Четырех Благородных Истинах
  • Она наблюдает тело и тому подобное всех (существ) – как наши, так и других
  • Она внимательна к тому, что тело и так далее пустотны (от неотъемлемого существования)
  • Она помогает нам достичь незагрязеннного тела после освобождения от загрязненного тела
  • Она соответствует шести далеко-ведущим практикам
  • Она соответствует заботе о слушателях, одиночно-реализованных и так далее
  • (Благодаря ей) мы познаем тело как подобное иллюзии, чувства как подобные сновидению, ум как подобный пространству, а явления как подобные облакам
  • В соответствии со своим намерением мы родимся в циклическом существовании вращающим колесо монархом и так далее
  • Мы будем обладать от природы острыми способностями
  • Медитация на установлениях памятования не смешана с устремлением основополагающей колесницы
  • Мы достигаем нирваны без остатка

Эти качества дополнительно подтверждаются в “Украшении сутр махаяны”:

Поскольку мудрый(ая) (бодхисаттва) несравнен/несравненна в четырнадцати способах своей медитации на установлении памятования, он(а) превосходит других.

Более того,

Он(а) превосходит других благодаря силам опоры и лекарства; подобным образом и благодаря тому, что он(а) осуществляет, цели и вниманию, достижению и превосходству медитации, соответствию тому, что принято, полному знанию и рождению, величию и превосходству, медитации и совершенному достижению.

Приведенное выше – лишь наметки (относительно практики). Более обширное (объяснение) можно найти в иных источниках.


Колофон: Переведено с тибетского гелонгом Джампой Тупке (1978); пересмотрено Дава Дондупом и досточтимой Венди Винстер (1990) и отредактировано досточтимой Тубтен Чодрон (2010). Переведено на русский досточтимым Лобсангом Тенпой в марте 2015 года.

Англоязычный источник: A Presentation of the Establishment of Mindfulness | Bhikshuni Thubten Chodron