Это учение из цикла «Завтраков Бодхисаттвы», посвященных «Самоцветам мудрости» Седьмого Далай-ламы. Освещаемые темы:
- Освобождение от сансары – самое умиротворенное состояние существования
- В полном пробуждении все омрачающие завесы и завесы познания устранены
- Что такое чистые земли и как в них переродиться
В каких чистых землях блага и радости неизвестно даже название страданий? В состоянии высшего умиротворенного освобождения за пределами понуждений кармы и омрачений.
Здесь в своем переводе Глен использовал слово «рай»; мне это слово не особо нравится, поскольку у него слишком христианский контекст. В буддизме мы говорим о «чистых землях» или «полях будд»; но здесь подразумевается даже не это. По сути, всё так, как вы (один из участников) и угадали: наилучшее, самое умиротворенное состояние существования – это состояние высшего освобождения, или, можем мы сказать, состояние высшего полного пробуждения, потому что на этом этапе – этапе освобождения – все неведение, омрачения, загрязненная карма были устранены, и потому там царит покой. Это освобождение – не то же самое, что и полное пробуждение; на уровне полного пробуждения были устранены все омрачающие завесы – неведение, загрязненная карма и омрачения – а также завесы познания, потенциалы омрачений и тонкие двойственные видимости, что они порождают. Ясно?
Таков смысл этой строфы.
Если говорить о чистых землях в целом, чистая земля – это место (а в строфе под чистыми землями подразумеваось не это) – в целом, некое место, которое как часть своей практики бодхисаттвы на пути к полному пробуждению создает бодхисаттва. Бодхисаттвы создают эти места силой того, что иногда переводится как «обет», «решимость», «устремленность» или «решительное устремление». Тибетцы часто переводят это как «молитва», но молитва – перевод неудачный, потому что он не передает смысл. Речь о том… Когда вы практикуете в рамках колесницы бодхисаттв, то зарождаете очень мощную решимость или устремление относительно того, что станете осуществлять определенные вещи, чтобы принести пользу живым существам, а чистая земля – это место, где вы эти намерения или устремления осуществляете. Каждый бодхисаттва создает чистую землю, а у каждого будды (позже) есть чистая земля. Чистые земли будд – это то место, где самбхогакая – тело наслаждения – будды пребывает и обучает арья-бодхисаттв.
Некоторые другие чистые земли, можно сказать, «открыты» для обычных живых существ. Это те земли. что созданы буддами для тела ресурсов, и они подобны закрытым поселками, разве что ворота, преграждающие в них путь, никто не создавал – это врата создал наш ум, и потому мы не можем в них войти. Ясно? Ворота – это наши собственные омрачения и загрязнения. Тем не менее, некоторые чистые земли – например, СукхАвати (а именно так это и должно произноситься: СукхАвати) – это чистая земля, которая (в силу обетов, или намерений, или устремлений Амитабхи) открыта для обычных живых существ. Для перерождения в ней недостаточно просто молиться «Пусть я обрету роджение в Сукхавати» – вам нужно практиковать нравственное поведение, практиковать бодхичитту, совершать молитвы посвящения, накапливать огромные объем заслуги, обладать определенным пониманием пустотности… Иными словами, недостаточно просто обладать устремлением и повторять имя Амитабхи; эти методы – простое начитывание имени и порождение молитв – стали известны как способ попасть в Сукхавати потому, как я думаю, что так этому учили в Китае в те времена, когда (в древности) население было неграмотным. Те же, кто изучал практику, знали, что делать нужно гораздо больше.
По сути, речь идет о создании причин для рождения в чистых землях, а делаем мы это посредством того, что практикуем Дхарму в целом.
Существуют и другие чистые земли. Одна из чистых земель – это Тушита; это чистая земля Будды Майтреи. Говорится, что она расположена за пределом царствам богов, называемого Тушитой; так что не путайте её с царством богов под назчанием «Тушита». Это разные места.
Также речь заходит о чистой земле Акшобьи, чистой земле Тары… чистая земля Ченрези – это Потала. Чистая земля Тары имеет другое название, я его прямо сейчас не вспомню. Как бы то ни было, существует ряд различных чистых земель.
Здесь же, однако, мы говорим, что высшее, наилучшее «место» (и здесь под «местом» подразумевается состояние ума), в котором мы можем пребывать – это освобождение или полное пробуждение.
Ответы на вопросы участников
Чистые земли бодхисаттв
Если бодхисаттва создал чистую землю, могут ли живые существа, в силу своей кармы с этим бодхисаттвой, получать там учения? Могут, когда эти живые существа станут арья-бодхисаттвами – если бодхисаттва, в силу своих намерений и устремлений не создал чистую землю, открытую для обычных живых существ.
Существуют, однако, такие места как земля Амитабхи, что открыта для обычных живых существ; там также пребывают слушатели и одично-реализованные. Тем не менее, когда вы перерождаетесь в чистой земле Амитабхи, вы рождаетесь внутри лотоса, и лотос ваш в зависимости от уровня вашей добродетели раскроется раньше или позже; то есть если у вас нет большого количества добродетели, вы долго будете пребывать внутри этого лотоса.
Асанга и Майтрея
Итак, есть история об Асанге и Майтрее, где Асанга пережил видение Майтреи. В этот момент речь не идет о том, что Асанга отправился – в то мгновение, когда узрел Майтрею – не говорится, что он отправился в Тушиту. Утверждается, что в этот момент его ум был достаточно чист, чтобы он смог узреть Майтрею, пережить видение Майтреи. Именно после того, как говорится он отправился в Тушиту и затем спустил оттуда пять трактатов Майтреи. Он изучил их здесь, а затем принес их на нашу планету и написал к ним комментарии.
Очищение наших умов
Все довольно определенно. Вам нужно очищать свой ум; нравственное поведение; бодхичитта; взращивание бодхичитты. Когда же вы начитываете имя, все не ограничивается [начитыванием] «Амитабхи, Амитабхи (зевок) Амитабха (зевок»). [смех] На самом деле, это практика для развития сосредоточения. Если вы почитаете некоторых китайских мастеров, которые писали комментарий на эту практику, они очень ясно утверждаются, что посредством повторения имени вы однонаправленно сосредотачиваете свой ум на имени Амитабхи, и именно поэтому вы декламируете его очень, очень быстро – ведь когда вы это делаете (а делаете вы это долго, а не 30 секунд, как мы делаем здесь – долго) в вашем уме не остается пространства ни для чего, помимо декламации «Амитабха». Это действительно может помочь в развитии сосредоточения. Также говорят, что в практике вы медитируете на пустотности – например, говорите: «Кто декламирует имя Амитабхи?… Кто такой Амитабха?… На ком я медитирую?».
Таким образом вы по-настоящему задумываетесь о пустотности и идете вглубь. С подобного рода медитациями вы можете обрести большую уверенность относительно того, что в будущем отправитесь в чистую землю Амитабхи.
С помощью других практик вы создаете большое количество заслуги, и, в частности, когда возносите эти молитвы, то формируете связь. Тем не менее, задумаемся ли мы об Амитабхе в момент смерти? Если по ходу жизни вы особо об Амиатбхе не думали, не думали особо о Дхарме – немного поначитывали имя, но большую часть времени думали о, скажем, том, чтобы выиграть лотерею и позабавиться – да, мысль об Амитабхе может прийти в момент смерти, но мы в очень значительной степени существа привычки. Нам следуем подмечать, о чем мы думаем большую часть времени, потому что именно в этом направлении наш ум устремится и в момент смерти, и именно поэтому действительно важно ум фокусировать.
Доводится встречать людей, которые полностью сосредоточены. Они, возможно, не знакомы с [учениями] о сосредоточении и различных стадиях порождения безмятежности или с тем, как медитировать на пустотности, но всё время повторяют «Амитабха и обладают сильной верой и сильной связью.
Источник: Verse 60: A Pure Land of Joy | Venerable Thubten Chodron