Лекция из цикла учений, данных во время двухдневного ретрита «Создание причин счастья», организованного Buddhist Fellowship и проведенного в храме По Минг Це (Сингапур)
- Шесть первичных умов и 51 умственный фактор
- Объяснение пяти постоянно присутствующих и пяти определяющих обекът умственных факторов
Перевод:
Концептуальные и неконцептуальные сознания
Я начну с объяснения того, что у нас есть разные типы ума. Иногда мы используем слово «ум», чтобы обозначить все когнитивные процессы, которые включают эмоции, мысли, воззрения, акты чувственного восприятия – абсолютно любого рода постижения или переживания. Слово «ум» мы часто используем в этом обобщенном смысле; но мы также можем говорить о различных типах ума – а чтобы понять ум, его можно разными способами, так сказать, разделять.
Одно деление, которое мне кажется полезным – различение концептуальных и неконцептуальных умов. Неконцептуальные умы – это, например, наши чувственные сознания: визуальное сознание, слуховое сознание, обонятельное сознание, вкусовое сознание, тактильное сознание. Это неконцептуальные умы, потому что в них не участвуют мысли – эти умы воспринимают свои объекты напрямую. Мы видим цвет и очертания. Мы слышим звуки. Мы обоняем запахи. Мы ощущаем вкусы. Мы чувствуем тактильные ощущения или ощущаем голод, жажду, температуру – этого рода вещи. Это вещи неконцептуальные: мы познаем напрямую – эти сознания воспринимают свои объекты напрямую.
Есть и шестое сознание, которое называется сознанием умственным. Умственное сознание может быть как концептуальным, так и неконцептуальным. На уровне обычных существ умственное сознание большую часть времени остается концептуальным – то есть мы думаем о вещах.
Нам ясно, что между мыслями о чём-то и прямым постижением того же объекта есть различие. Возьмем, к примеру, пол. Посмотрите на белый цвет пола. Теперь закройте глаза и вспомните, как выглядел белый цвет. Снова откройте глаза. Есть ли разница между тем, чтобы смотреть на белый цвет и затем вспоминать его с закрытыми глазами? Есть ли какое-либо различие в том, как вы воспринимаете объект? Когда вы смотрите на белый цвет, ваш глаз – чувственный орган – функционирует, и вы воспринимаете напрямую. Вспоминая цвет, вы больше не полагаетесь на свой чувственный орган. Ум думает о цвете, и вспоминание включает мысли, планирование, воображение. Все эти вещи – процессы концептуальные, ведь мы о чём-то думаем.
Когда мы воспринимаем что-то напрямую, объекты должны находится в пределах досягаемости наших чувственных сознаний. Когда мы думаем о чём-то мысленно, объекты могут находиться на удалении миллиона миль.
С одной стороны, способность строить концепции может быть очень полезной – если мы умеем должным образом её использовать. Например, вы учитесь в школе; большая часть того, что вы узнаете, концептуальна. Вы изучаете вещи, которые с вами не рядом. Но даже если вещи и рядом… Скажем, вы изучаете микрофон; видите его вы глазами, но все познания о том, как микрофон работает – это познания концептуальные, разворачивающиеся в вашем умственном сознании.
Благодаря концептуальному сознанию мы можем изучить спектр вещей, которые не обязательно должны присутствовать у нас перед носом; можем думать о вещах, видеть, как они между собой соотносятся, и так далее; так что с одной стороны концептуальное сознание – нечто хорошее.
С другой стороны, наше концептуальное сознание способно нас в значительной степени уводить не туда. К примеру, вы сидите на месте и пытаетесь наблюдать за своим дыханием, и внезапно вспоминаете ссору, которая произошла между вами и вашим другом. Ваше дыхание продолжает двигаться, но внимание ваше на него не направлено – вместо того ваше умственное сознание думает о ссоре. «Ах, этот человек сказал то-то… Почему он это сказал? У него было на то права. Потом я сказал то-то, но зачем? Спор от этого лишь стал ожесточеннее; но сказать было нужно, потому что этот человек всегда ко мне придирается. Был ли я прав? Был ли я неправ? Может быть, он был прав… может, он был неправ… Не знаю. Всё это вечно со мной происходит!».
Случалось ли когда-либо такое с вами во время сессии медитации? Затем, внезапно, слышишь «Динь!» – и думаешь: «Ой, где это я? Я здесь, а не перед этим человеком – хотя по ходу всего периода отвлечения был перед ним». На самом деле не были – всё это происходило концептуально, в вашем умственном сознании.
Если мы используем своё умственное состояние таким вот способом – чтобы предаваться руминации по поводу проблем или сидеть и думать обо всём, чего мы желаем, и о том, как мы всё это добудем (иными словами, если наш ум погружается в, например, привязанность или возмущение) – всё это концептуальные сознания, но они не способствуют счастью.
Бывают, однако, и другие концептуальные сознания. Например, сейчас вы слушаете учение, и не просто слышите звук слуховым сознанием и видите цвета и очертания визуальным: посредством умственного сознания вы также сосредотачиваетесь на смысле звуков и пытаетесь понять смысл слов и концепций, который преподаются, чтобы достичь подлинного понимания.
Итак, в вас присутствуют эти различные виды ума; опять же, некоторые могут быть полезны на пути к пробуждению, а некоторые могут представлять на пути к пробуждению большую проблемы.
Что отличает концептальный ум от ума неконцептуального? То, что в концептуальном уме присутствует умственный образ, концептуальная видимость объекта. То, что предстает перед вашим умом – это не сам объект, а умственное отображение объекта, и именно потому при взгляде на белый цвет пола он очень явно перед вами предстает; но когда вы закрываете глаза и вспоминаете цвет, он не такой явный, потому что это умственное отображение. Концептуальным сознанием, которое что-то вспоминает, мы воспринимаем не сам белый цвет плитки.
Также существует неконцептуальное умственное сознание. К нему относятся, например, развитые кем-то сверхъестественные способности – например, способность к ясновидению или нечто подобное – а также развитое самадхи (очень глубокое самадхи), и шаматха, безмятежность. При наличии этих состояний существа способны неконцептуально умственно осознавать объекты, которые не находятся от них в непосредственной близости.
Кроме того, существуют и другие умственные сознания, которые называются «йогические прямые воспринимающие». Это также умственное сознание, которое напрямую воспринимает объект – такой объект, как тонкое непостоянство, бессамостность или пустотность. Эти йогические прямые воспринимающие – это умы, которые мы пытаемся развивать на пути, потому что они постигают очень важные вещи (такие как тонкое непостоянство и пустотность, окончательная природа реальности).
Из шести сознаний именно умственное, вероятно, является самым важным, потому что именно его мы стремимся развивать – именно оно будет обретать все дхармические реализации. Наши чувственные сознания не сострадательны, не мудры; они просто воспринимают базовые чувственные данные. Сострадание и мудрость же развивает именно умственное сознание.
Шесть базовых сознаний
Теперь у вас есть некое представление об уме. Таков один способ его разделить: развести концептуальные и неконцептуальные умы. Другой способ категоризации умы – выделение первичных сознаний и умственных факторов.
Первичные сознания – это те шесть умов, о которых я говорила: визуальное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и умственное сознания. Именно эти первичные сознания познают конкретные виды объектов. Слуховое сознание слышит звуки – оно не видит цветов и очертаний, не чувствует таких тактильных ощущений, как гладкость или жесткость. Первичные умы познают общие виды явлений, но именно умственные факторы по-настоящему усиливают (или придают первичным сознаниям) способность разными способами познавать соответствующие объекты. Об этих умственных сознания мы и побеседуем.
Умственные факторы
В текстах жанра лориг упоминается 51 умственный фактор. На самом деле в буддийских учениях говорится, что в нас присутствуют 84 000 омрачений; так что их ужатие до 51 умственного фактора, не всех из которых являются умственными факторами омрачающими – это сильное сокращение.
Почему выделяется именно этот 51 умственный фактор? С целью помочь нам увидеть, какие из настроев, функций и эмоций способствуют освобождению, а какие нашей цели пробуждения противоречат.
В этом смысле этого рода буддийская психология и опознание умственных факторов отличаются от современной психологии, потому что современная психология опознает только различные переживаемые людьми эмоции и не особо сосредотачивается на воззрениях и отношениях к чему-либо. Современная психология разрабатывалась не для того, чтобы освобождать от циклического существования, а для того, чтобы помочь людям стать счастливее в этой жизни, так что между современной психологией и буддийской психологией есть как определенное пересечение, так и некоторые различия. При разборе умственных факторов мы увидим некоторые факторы, которые описываются в буддизме, но не описываются в психологии – например, воззрение личной самости или ошибочные воззрения. Современная психология о них не говорит.
Тем не менее, современная психология описывает такие вещи, как страх и тревога, а эти два умственных фактора в рамках списка из 51 отдельно не упоминаются. Для многих из нас это всегда очень любопытно, потому что в наше время очень многие страдают от тревожности, страха и беспокойства – и всё же эти факторы не упоминаются в буддийской психологии.
В рамках своего понимания при взгляде на буддийскую психологию я вижу области, куда безусловно можно добавить умственные факторы – например, беспокойство, тревожность и страх; поэтому я опишу эти вещи, когда мы дойдем до соответствующих областей буддийской психологии.
51 умственный фактор разделяют на 6 базовых категорий. Существуют (1) 5 постоянно присутствующих умственных факторов (эти 5 присутствуют при любом переживаемом нами состоянии ума). Далее идут (2) 5 умственных факторов, определяющих / уточняющих объект – они конкретным способов определяют объекты или соотносятся с ними. Затем идут (3) одиннадцать благотворных, или добродетельных, умственных факторов, затем – (4) шесть коренных омрачений. Пятая категория – (5) двадцать вторичных омрачений, которые являются ответвлениями омрачений коренных. Коренные омрачения и двадцать второстепенных, или дополнительных омрачений полностью относятся к недобродетельным факторам, в то время как все 11 факторов из третьей категории добродетельны. Последняя категория – это (6) четыре переменных умственных фактора, которые – в зависимости от того, как мы ими пользуемся, – могут быть либо добродетельными, либо недобродетельными.
Основное время я хочу посвятить обсуждению добродетельных и омрачающих умственных факторов, но хотелось бы пройтись и по пяти постоянно присутствующих и пяти определяющим объект – просто чтобы возникло некое представление о том, как работает ум. По этим двум категориям я пройдусь чуть быстрее.
(Может быть, в обеденный перерыв мы могли бы придумать способ подвесить экран и спроецировать на него определения – это также поможет. Пока же придется всё делать по-старинке – то есть вам придется слушать!)
Пять постоянно присутствующих факторов
Первый из пяти постоянно присутствующих факторов (то есть факторов, сопровождающих любое наше умственное состояние) – чувство. Здесь под чувством подразумевается не эмоция; речь не идет о наших «чувствах» – речь о чувстве приятном, неприятном и нейтральном. Те из вас, кто изучал двенадцать звеньев зависимого порождения знают, что одно из звеньев – чувства. К приятным чувствам мы стремимся, от неприятных хотим избавиться, к нейтральным в целом безразличны. Эти чувства, однако, довольно важны, потому что на основе чувств мы развиваем привязанность, развиваем отторжение, развиваем неведение.
Итак, чувства определяются как отличительный умственный фактор, что является переживанием либо удовольствия, либо боли, либо безразличия.
Дальше говорится: «Чувство переживает следствия наших собственных прошлых действий и может привести к таким реакциям, как привязанность, отторжение, скудоумие и так далее». Итак, один из главных способов созревания нашей кармы – этот умственный фактор чувства. Когда мы говорим, что разрушительные действия приносят страдания, что это за страдания? Страдание – это переживание, или чувство, что возникает в уме. Возникнуть оно может в силу того, с чем сталкивается наше тело – или того, о чем мы думаем. Таким образом, наша карма во многом созревает с точки зрения того, что мы ощущаем. Разрушительные действия приводят к неприятным чувствам; действия добродетельные, благотворные, позитивные, созидательные приводят к приятным чувствам и счастью
Второй постоянно присутствующий умственный фактор – различение, ибо оно определяется как отличительный умственный фактор, функция которого – отличать «Это это, а не то» и схватывать характеристики объектов. Он различает и опознает объекты.
«Различение» иногда переводят как «распознавание». Это тот фактор, что способен опознать: «Это не чашка. Это не компьютер. Это микрофон». Это очень важный умственный фактор, и значительная часть нашего школьного образования сосредоточена на этом умственном факторе и способности определять разные вещи.
Третий постоянно присутствующий умственный фактор – намерение, и это отличительный умственный фактор, который движет первичный ум (и другие сопутствующие умственные факторы, которые с ним сопряжены) к объекту.
Намерение подобно сознательному и автоматическому мотивирующему элементу, который побуждает сам ум двинуться к объекту и ухватить свой объект – это действие, или карма.
Определения карме дают многие школы. Что такое карма? Этот умственный фактор – намерение. Карма – не нечто загадочное; мы создаем карму постоянно, потому что у нас всегда есть намерение (ведь эти пять факторов сопровождают все наши различные умы). Карма также бывает вербальной и физической – но действия речи и тела проистекают из умственного фактора намерения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕВОДА СЛЕДУЕТ